fbpx
Документы с комментариями, ,

— Зачет? Чет-нечет…

Зачет встречных однородных требований — помеха для бюджетного возмещения НДС?

Индивидуальная налоговая консультация Государственной фискальной службы Украины от 06.09.2018 г. № 3879/6/99-99-15-03-02-15/ІПК

Государственная фискальная служба Украины рассмотрела обращение относительно порядка декларирования сумм НДС к бюджетному возмещению и, руководствуясь статьей 52 раздела ІІ Налогового кодекса Украины (далее — НКУ), сообщает.

Личные неимущественные и имущественные отношения (гражданские отношения) регулируются нормами Гражданского кодекса Украины (далее — ГКУ).

Согласно статьям 600–602 ГКУ определено, что обязательство прекращается по согласию сторон вследствие передачи должником кредитору отступного (денег, другого имущества и т. п.). Размер, сроки и порядок передачи отступного устанавливаются сторонами.

Обязательство прекращается зачетом встречных однородных требований, срок исполнения которых наступил, а также требований, срок исполнения которых не установлен или определен моментом предъявления требования.

Зачет встречных требований может осуществляться по заявлению одной из сторон.

При этом не допускается зачет встречных требований:

  • о возмещении вреда, нанесенного увечьем, другим повреждением здоровья или смертью;
  • о взыскании алиментов;
  • относительно пожизненного содержания (ухода);
  • в случае истечения исковой давности;
  • по обязательствам, стороной которых является неплатежеспособный банк, кроме случаев, установленных законом;
  • в других случаях, установленных договором или законом.

Отношения, возникающие в сфере взимания налогов и сборов, регулируются нормами НКУ (пункт 1.1 статьи 1 раздела I НКУ).

Правовые основы обложения НДС установлены разделом V и подразделом 2 раздела XX НКУ.

В соответствии с пунктом 200.1 статьи 200 раздела V НКУ сумма налога, подлежащего уплате (перечислению) в Государственный бюджет Украины или бюджетному возмещению, определяется как разность между суммой налогового обязательства отчетного (налогового) периода и суммой налогового кредита такого отчетного (налогового) периода.

Согласно пункту 200.4 статьи 200 раздела V НКУ при отрицательном значении суммы, рассчитанной согласно пункту 200.1 статьи 200 раздела V НКУ, такая сумма:

  • учитывается в уменьшение суммы налогового долга по налогу, возникшего за предыдущие отчетные (налоговые) периоды (в том числе рассроченного или отсроченного в соответствии с данным Кодексом), в части, не превышающей сумму, исчисленную в соответствии с пунктом 2001.3 статьи 2001 раздела V НКУ, на момент получения контролирующим органом налоговой декларации, а в случае отсутствия налогового долга —
  • либо подлежит бюджетному возмещению по заявлению плательщика в сумме налога, фактически уплаченной получателем товаров/услуг в предыдущих и отчетном налоговых периодах поставщикам таких товаров/услуг или в Государственный бюджет Украины, в части, не превышающей сумму, исчисленную в соответствии с пунктом 2001.3 статьи 2001 раздела V НКУ, на момент получения контролирующим органом налоговой декларации на текущий счет плательщика налога и/или в счет уплаты денежных обязательств или погашения налогового долга такого плательщика налога по другим платежам, уплачиваемым в Государственный бюджет,
  • и/либо зачисляется в состав налогового кредита следующего отчетного (налогового) периода.

Следовательно, при возникновении отрицательного значения налога условием для заявления суммы НДС к бюджетному возмещению, в частности, является фактическая уплата получателем товаров/услуг в предыдущих и отчетном налоговых периодах поставщикам таких товаров/услуг.

В случае если оплата поставщику за предоставленные им товары/услуги осуществляется не получателем таких товаров/услуг, а другим лицом, то при возникновении у такого получателя товаров/услуг отрицательного значения НДС по таким операциям у него отсутствует право на заявление суммы НДС к бюджетному возмещению.

При этом суммы НДС, которые фактически не были уплачены покупателем поставщику товаров/услуг, а кредиторская задолженность по таким товарам/услугам погашена в результате проведения взаимозачета задолженностей, не подлежат бюджетному возмещению.

Наряду с этим информируем, что индивидуальная налоговая консультация имеет индивидуальный характер и может использоваться исключительно плательщиком налогов, которому предоставлена такая консультация (пункт 52.2 статьи 52 раздела ІІ НКУ).

Налоговики в своем фискальном репертуаре: зачет встречных однородных требований — помеха для бюджетного возмещения НДС!

При этом в комментируемой консультации они акцентируют внимание на том, что одним из условий для такого возмещения является фактическая уплата суммы НДС получателем товаров/услуг в предыдущих и отчетном налоговых периодах поставщикам таких товаров/услуг. Поэтому, дескать, в случае если оплата поставщику за предоставленные им товары/услуги осуществляется не получателем таких товаров/услуг, а другим лицом, то при возникновении у такого получателя товаров/услуг отрицательного значения НДС по таким операциям у него отсутствует право на заявление суммы НДС к бюджетному возмещению.

Однако Вадсуд считает, что зачет приравнивается к оплате за купленные товары и дает право на бюджетное возмещение.

Напомним, что недавно ГФСУ в своем разъяснении от 05.04.2018 г. № 1432/6/99-99-15-03-02-15/ІПК наконец учла позицию Минфина и разъяснила, что предоплаты по еще не поставленным товарам не лишают покупателя права отражать налоговый кредит и бюджетное возмещение.

Хотелось бы, чтобы и в «зачетном» вопросе ГФСУ наконец подтвердила судебную практику во избежание ненужных споров. Ведь для целей удержания налога на репатриацию она признает зачеты взаимных задолженностей способом оплаты нерезиденту .

Предыдущий материалСледующий материал

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *