fbpx
Тематический архив

НН-блокировочное

С 31.12.2017 г. вступили в силу значительные изменения к НКУ касательно приостановления регистрации налоговых накладных / расчетов корректировки в ЕРНН, внесенные Законом от 07.12.2017 г. № 2245-VIII.

Утверждение Постановления КМУ от 21.02.2018 г. № 117 ряда Порядков по вопросам приостановления регистрации НН/РК в ЕРНН.

Информация о проектах ГФСУ, посвященных критериям, которые будут применяться для принятия решения о (не)приостановлении регистрации в ЕРНН НН/РК. Данные критерии воплотились в письме ГФСУ от 21.03.2018 г. № 959/99-99-07-18.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Порядок приостановления регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных (утвержден Постановлением КМУ от 21.02.2018 г. № 117
  2. Приложение 2 к Порядку
  3. Приложение 3 к Порядку
  4. Порядок работы комиссий, принимающих решения о регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных или отказе в такой регистрации (утвержден Постановлением КМУ от 21.02.2018 г. № 117)
  5. Порядок рассмотрения жалоб на решения комиссий, принимающих решения о регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных или отказе в такой регистрации (утвержден Постановлением КМУ от 21.02.2018 г. № 117)
  6. Критерии рисковости плательщиков НДС и их операций Письмо ГФСУ от 21.03.2018 г. № 959/99-99-07-18
  7. Показатели для определения положительной налоговой истории Письмо ГФСУ от 21.03.2018 г. № 960/99-99-07-18 «Перечень показателей, определяющих положительную налоговую историю плательщика налога, определенных ГФС и согласованных Министерством финансов Украины»

Утвержден Постановлением Кабинета Министров Украины от 21.02.2018 г. № 117

Порядок приостановления регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных

Общая часть

1. Настоящий Порядок определяет механизм приостановления регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных (далее — Реестр).

2. В настоящем Порядке термины употребляются в следующем значении:

мониторинг — совокупность мероприятий и методов работы контролирующих органов, выявляющая по результатам проведения анализа имеющейся информации в информационных ресурсах ГФС и/или по результатам проведения обработки и анализа налоговой информации объективные признаки наличия рисков нарушения норм налогового законодательства;

критерий оценки рисков, достаточный для приостановления регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Реестре,— определенный показатель мониторинга, характеризующий риск;

риск нарушения норм налогового законодательства — вероятность составления и подачи налоговой накладной / расчета корректировки для регистрации в Реестре с нарушением норм подпункта «а»/«б» пункта 185.1 статьи 185, подпункта «а»/«б» пункта 187.1 статьи 187, абзаца первого пунктов 201.1, 201.7, 201.10 статьи 201 Налогового кодекса Украины (далее — Кодекс) при наличии объективных признаков невозможности осуществления операции по поставке товаров/услуг, данные о которой указаны в таких налоговой накладной / расчете корректировки и/или вероятности избежания плательщиком налога на добавленную стоимость (далее — плательщик налога) исполнения своей налоговой обязанности.

Автоматизированный мониторинг соответствия налоговых накладных / расчетов корректировки критериям оценки степени рисков

3. Налоговые накладные / расчеты корректировки, которые подаются на регистрацию в Реестре до проведения мониторинга, по результатам которого возможно приостановление их регистрации, проверяются в соответствии со следующими признаками:

1) налоговая накладная, которая не подлежит предоставлению получателю (покупателю) и/или составлена по операции, освобожденной от налогообложения;

2) объем поставки, указанный плательщиком налога в налоговых накладных / расчетах корректировки, зарегистрированных в Реестре в текущем месяце, с учетом предоставленных на регистрацию в Реестре налоговой накладной / расчета корректировки составляет менее 500 тыс. гривень, и руководитель — должностное лицо такого плательщика налога является лицом, занимающим аналогичную должность не более чем у трех (включительно) плательщиков налога;

3) одновременно значения показателей D и P, рассчитанных [по формуле,] приведенной в настоящем подпункте, имеют следующие размеры: D > 0,03, P < < Pм Ѕ 1,4, где:

D — расчетная величина, равная S/T;

S — общая сумма уплаченных за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу, в котором составлены налоговая накладная / расчет корректировки, сумм единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и налогов и сборов (кроме суммы налога на добавленную стоимость, уплаченной при ввозе товаров на таможенную территорию Украины) плательщиком налога и его обособленными подразделениями;

T — общая сумма поставки товаров/услуг на таможенной территории Украины, которые облагаются налогом по ставкам 0, 20 и 7 процентов, указанным плательщиком налога в налоговых накладных / расчетах корректировки, зарегистрированных в Реестре за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу, в котором составлены налоговая накладная / расчет корректировки;

P — сумма налога на добавленную стоимость, указанная плательщиком налога в налоговых накладных / расчетах корректировки, зарегистрированных в Реестре в отчетном (налоговом) периоде, с учетом поданных на регистрацию в Реестре налоговой накладной / расчета корректировки;

Pм — наибольшая месячная сумма налога на добавленную стоимость, указанная в налоговых накладных / расчетах корректировки, зарегистрированных плательщиком налога в Реестре за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу, в котором составлены налоговая накладная / расчет корректировки.

Значение показателя D за последние 12 календарных месяцев исчисляется ГФС по состоянию на первое число календарного месяца и каждого 10 числа становится доступным плательщику налога в электронном кабинете.

4. В случае если по результатам проверки налоговой накладной / расчета корректировки определено, что налоговая накладная / расчет корректировки соответствуют одному из признаков, определенных в пункте 3 настоящего Порядка, такие налоговая накладная / расчет корректировки не подлежат мониторингу и подлежат регистрации в Реестре.

5. Налоговая накладная / расчет корректировки, подлежащие мониторингу, проверяются на соответствие критериям рисковости плательщика налога, критериям рисковости осуществления операций и показателям положительной налоговой истории плательщика налога.

6. В случае если по результатам мониторинга плательщик налога, которым составлены налоговая накладная / расчет корректировки, соответствует критериям рисковости плательщика налога, регистрация таких налоговой накладной / расчета корректировки приостанавливается.

7. В случае если по результатам мониторинга налоговая накладная / расчет корректировки соответствуют критериям рисковости осуществления операции, кроме налоговой накладной / расчета корректировки, составленных плательщиком налога, имеющим положительную налоговую историю плательщика налога, регистрация таких налоговой накладной / расчета корректировки приостанавливается.

8. ГФС формирует и ведет в открытом доступе отдельный Реестр налоговых накладных / расчетов корректировки, регистрация которых приостановлена, по форме согласно приложению 1* и ежедневно обнародует его на своем официальном веб-сайте.

9. В течение месяца со дня вступления в силу настоящего Порядком отдельный Реестр налоговых накладных / расчетов корректировки, регистрация которых приостановлена, функционирует в тестовом режиме.

10. Критерии рисковости плательщика налога, критерии рисковости осуществления операций, перечень показателей, по которым определяется положительная налоговая история плательщика налога, определяет ГФС и направляет на согласование Минфину в электронной форме через систему электронного взаимодействия органов исполнительной власти.

Минфин в двухдневный срок согласовывает или направляет ГФС на доработку определенные в настоящем пункте критерии и перечень показателей, по которым определяется положительная налоговая история плательщика налога.

Об определенных критериях рисковости плательщика налога, критериях рисковости осуществления операций, перечне показателей, по которым определяется положительная налоговая история плательщика налога, ГФС информирует Комитет Верховной Рады Украины по вопросам налоговой и таможенной политики.

ГФС обнародует на своем официальном веб-сайте согласованные критерии рисковости плательщика налога, критерии рисковости осуществления операций, перечень показателей, по которым определяется положительная налоговая история плательщика налога.

11. ГФС рассчитывает показатели для определения положительной налоговой истории плательщика налога ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за отчетным. Рассчитанные показатели становятся доступными для плательщика налога в электронном кабинете.

Приостановление регистрации
налоговой накладной / расчета корректировки, регистрация таких налоговой накладной /
расчета корректировки в Реестре

12. В случае приостановления регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Реестре контролирующий орган в течение операционного дня направляет (в электронной форме в текстовом формате) в автоматическом режиме плательщику налога квитанцию о приостановлении регистрации налоговой накладной / расчета корректировки. Такая квитанция является подтверждением приостановления такой регистрации.

13. В квитанции о приостановлении регистрации налоговой накладной / расчета корректировки указываются:

1) номер и дата составления налоговой накладной / расчета корректировки;

2) порядковый номер, номенклатура товаров/услуг продавца, код товара согласно УКТ ВЭД / услуги согласно Государственному классификатору продукции и услуг, указанные в налоговой накладной / расчете корректировки, регистрация которых приостановлена;

3) критерий (-и) рисковости плательщика налога и/или критерий (-и) рисковости осуществления операций, на основании которого (-ых) приостановлена регистрация налоговой накладной /расчета корректировки в Реестре, с рассчитанным показателем по каждому критерию, которому соответствует плательщик налога;

4) предложение относительно предоставления плательщиком налога объяснений и копий документов, необходимых для принятия контролирующим органом решения о регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Реестре.

14. Перечень документов, необходимых для принятия решения о регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Реестре, включает в себя:

договоры, в частности внешнеэкономические контракты, с приложениями к ним;

договоры, доверенности, акты руководящего органа плательщика налога, которыми оформлены полномочия лиц, получающих продукцию в интересах плательщика налога для осуществления операции;

первичные документы относительно поставки/приобретения товаров/услуг, хранения и транспортировки, погрузки, разгрузки продукции, складские документы (инвентаризационные описи), в том числе счета-фактуры / инвойсы, акты приемки-передачи товаров (работ, услуг) с учетом наличия определенных типовых форм и отраслевой специфики, накладные;

расчетные документы и/или банковские выписки с личных счетов;

документы относительно подтверждения соответствия продукции (декларации о соответствии, паспорта качества, сертификаты соответствия), наличие которых предусмотрено договором и/или законодательством.

15. Письменные объяснения и копии документов, указанных в пункте 14 настоящего Порядка, плательщик налога имеет право предоставить в контролирующий орган в течение 365 календарных дней, следующих за датой возникновения налогового обязательства, отраженного в налоговой накладной / расчете корректировки.

Плательщик налога имеет право представить письменные объяснения и копии документов к нескольким налоговым накладным / расчетам корректировки, если такие налоговые накладные / расчеты корректировки составлены на одного получателя — плательщика налога по одному и тому же договору или если в таких налоговых накладных / расчетах корректировки отражены однотипные операции (с одинаковыми кодами товаров согласно УКТ ВЭД или кодами услуг согласно Государственному классификатору продукции и услуг).

16. Письменные объяснения и копии документов, указанных в пункте 14 настоящего Порядка, плательщик налога представляет в ГФС в электронной форме средствами электронной связи, определенными ГФС, с учетом требований Законов Украины «Об электронной цифровой подписи», «Об электронных документах и электронном документообороте» и Порядка обмена электронными документами с контролирующими органами, утвержденного в установленном порядке.

17. ГФС размещает и постоянно обновляет на своем официальном веб-сайте сведения относительно средств электронной связи ГФС, которыми могут предоставляться письменные объяснения и копии документов.

18. Письменные объяснения и копии документов, предоставленные плательщиком налога в контролирующий орган в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка, рассматриваются комиссиями контролирующих органов.

19. Комиссии контролирующих органов состоят из комиссий регионального уровня (комиссии главных управлений ГФС в областях, г. Киеве и Офиса крупных плательщиков ГФС) и комиссии центрального уровня (ГФС).

20. Указанные комиссии принимают решение о:

регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Реестре;

отказе в регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Реестре.

21. Основаниями для принятия комиссиями контролирующих органов решения об отказе в регистрации налоговой накладной / расчета корректировки являются:

непредоставление плательщиком налога письменных объяснений относительно подтверждения информации, указанной в налоговой накладной / расчете корректировки, регистрация которых приостановлена;

непредоставление плательщиком налога копий документов в соответствии с подпунктом 4 пункта 13 настоящего Порядка;

предоставление плательщиком налога копий документов, составленных с нарушением законодательства.

22. Решение о регистрации или отказе в регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Реестре по форме согласно приложению 2 подлежит регистрации в отдельном Реестре налоговых накладных / расчетов корректировки, регистрация которых приостановлена. Соответствующее решение вступает в силу после регистрации его в таком Реестре.

23. Комиссией регионального уровня в течение пяти рабочих дней, следующих за днем получения объяснений и копий документов, предоставленных в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка:

относительно плательщиков налога, у которых объем поставки, указанный в налоговых накладных / расчетах корректировки, зарегистрированных в текущем месяце в Реестре, с учетом поданных налоговой накладной / расчета корректировки на регистрацию в Реестре менее 30 млн гривень, принимается решение о регистрации или отказе в регистрации налоговой накладной / расчета корректировки, которое регистрируется в отдельном Реестре налоговых накладных / расчетов корректировки, регистрация которых приостановлена, и направляется плательщику налога в порядке, установленном статьей 42 Кодекса;

относительно плательщиков налога, у которых объем поставки, указанный в налоговых накладных / расчетах корректировки, зарегистрированных в текущем месяце в Реестре, с учетом поданных налоговой накладной / расчета корректировки на регистрацию в Реестре более 30 млн гривень включительно, принимается решение о регистрации или отказе в регистрации налоговой накладной / расчета корректировки, которое предварительно регистрируется в отдельном Реестре налоговых накладных / расчетов корректировки, регистрация которых приостановлена, и направляется в комиссию центрального уровня.

24. Комиссия центрального уровня в течение семи рабочих дней, следующих за днем получения объяснений и копий документов в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка, но не раньше полученного решения о регистрации или отказе в регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Реестре комиссии регионального уровня может принять другое решение о регистрации или отказе в регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Реестре. Принятое комиссией центрального уровня решение регистрируется в отдельном Реестре налоговых накладных / расчетов корректировки, регистрация которых приостановлена, и направляется плательщику налога в порядке, установленном статьей 42 Кодекса, а решение Комиссии регионального уровня отменяется.

25. На период тестирования отдельного Реестра налоговых накладных / расчетов корректировки, регистрация которых приостановлена, решения о регистрации или отказе в регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Реестре вступают в силу со дня их принятия. Решения комиссий регионального и центрального уровней в период функционирования отдельного Реестра налоговых накладных / расчетов корректировки, регистрация которых приостановлена, в тестовом режиме принимаются и направляются плательщику налога без регистрации в таком Реестре.

26. Если комиссией центрального уровня в определенный пунктом 24 настоящего Порядка срок не принято другое решение о регистрации или отказе в регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Реестре, решение комиссии регионального уровня вступает в силу со дня, следующего после истечения срока, определенного пунктом 24 настоящего Порядка, и направляется плательщику налога в порядке, установленном статьей 42 Кодекса.

27. Решение об отказе в регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Реестре может быть обжаловано в административном или судебном порядке.

28. Налоговая накладная / расчет корректировки, регистрация которых приостановлена, регистрируется в день наступления одного из следующих событий:

принято и вступило в силу решение о регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Реестре;

вступления решения суда в законную силу о регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Реестре;

в течение пяти рабочих дни не приняты и/или не зарегистрированы в отдельном Реестре налоговых накладных / расчетов корректировки, регистрация которых приостановлена, комиссией регионального уровня решения о регистрации или отказе в регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Реестре относительно плательщиков налога, у которых объем поставки, указанный в налоговых накладных / расчетах корректировки, зарегистрированных в Реестре в текущем месяце, с учетом поданных налоговой накладной / расчета корректировки на регистрацию в Реестре составляет менее 30 млн гривень;

в течение семи рабочих дней не приняты и/или не зарегистрированы в отдельном Реестре налоговых накладных / расчетов корректировки, регистрация которых приостановлена, комиссией регионального уровня решения о регистрации или отказе в регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Реестре относительно плательщиков налога, у которых объем поставки, указанный в налоговых накладных / расчетах корректировки, зарегистрированных в Реестре в текущем месяце, с учетом поданных налоговой накладной / расчета корректировки на регистрацию в Реестре, составляет более 30 млн гривень включительно.

Таблица данных плательщика налога на добавленную стоимость

29. Плательщик налога имеет право предоставить в ГФС таблицу данных плательщика налога по установленной форме согласно приложению 3.

30. В таблице данных плательщика налога указываются:

виды экономической деятельности в соответствии с Классификатором видов экономической деятельности (КВЭД ДК 009:2010);

коды товаров согласно УКТ ВЭД, поставляемых (изготовляемых) и/или приобретаемых (получаемых) плательщиком налога;

коды услуг согласно Государственному классификатору продукции и услуг (ДК 016-2010), поставляемых (изготовляемых) и/или приобретаемых плательщиком налога.

31. Таблица данных плательщика налога предоставляется с объяснением, в котором указывается деятельность, с возможной ссылкой на налоговую и другую отчетность плательщика налога.

32. Таблица данных плательщика налога с объяснениями рассматривается комиссиями регионального уровня в течение пяти рабочих дней после дня ее получения.

33. Комиссии регионального уровня принимают решение об учете или неучете таблицы данных плательщика налога, которое в течение операционного дня становится доступным плательщику налога в электронном кабинете.

34. В решении о неучете таблицы данных плательщика налога в обязательном порядке указывается причина такого неучета.

35. Таблица данных плательщика налога учитывается ГФС в автоматическом режиме, если такая таблица предоставляется:

плательщиками налога — сельскохозяйственными товаропроизводителями, внесенными в Реестр получателей бюджетной дотации в соответствии с Законом Украины «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины», и/или сельскохозяйственными товаропроизводителями, которые на 31 декабря 2016 года применяли специальный режим налогообложения в соответствии со статьей 209 Кодекса (в редакции, действовавшей на 31 декабря 2016 года) и у которых находятся в собственности (право собственности/пользования) и/или на условиях аренды земельные участки, общая площадь которых составляет свыше 200 гектаров включительно по состоянию на 1 января и которые отражены в налоговой отчетности до 20 февраля текущего года (до 20 февраля текущего года учитывается наличие таких участков за отчетный период предыдущего года), и в ней указываются коды согласно УКТ ВЭД поставки (изготовления) следующих групп товаров: живые животные (код согласно УКТ ВЭД 01); рыба и ракообразные, моллюски и другие водные беспозвоночные (код согласно УКТ ВЭД 03); молоко и молочные продукты; яйца птицы; натуральный мед; съедобные продукты животного происхождения, в другом месте не указанные (код согласно УКТ ВЭД 04); овощи и некоторые съедобные корнеплоды и клубни (код согласно УКТ ВЭД 07); съедобные плоды и орехи; кожура цитрусовых или дынь (код согласно УКТ ВЭД 08); зерновые культуры (код согласно УКТ ВЭД 10); семена и плоды масличных растений; другие семена, плоды и зерна; технические или лекарственные растения; солома и фураж (код согласно УКТ ВЭД 12);

плательщиками налога, у которых значения показателей D и P, рассчитанных в порядке, установленном пунктом 3 настоящего Порядка, имеют следующие размеры: D > 0,02, P < Pм Ѕ 1,4 — и объем поставки товаров/услуг в налоговых накладных и/или расчетах корректировки, составленных за последние 12 календарных месяцев в Реестре, указанных в таблице данных плательщика налога, составляет более 25 процентов общего объема операций по поставке за последние 12 календарных месяцев.

36. В случае если в контролирующий орган поступила налоговая информация, свидетельствующая о предоставлении плательщиком недостоверной информации, в таблице данных плательщика налога, которая была учтена, в том числе в автоматическом режиме, комиссии контролирующих органов имеют право принять решение о неучете таблицы данных плательщика налога.

37. Если таблица данных плательщика налога была учтена в соответствии с пунктом 35 настоящего Порядка, после принятия комиссией регионального уровня решения о неучете этой таблицы данных плательщика налога такая таблица данных плательщика налога в дальнейшем подлежит рассмотрению в соответствии с пунктом 32 настоящего Порядка.

38. Если таблица данных плательщика налога учтена ГФС с 1 июля 2017 года, в дальнейшем регистрация налоговой накладной / расчета корректировки в Реестре по операциям, указанным в таблице данных плательщика налога, не подлежит приостановлению.

39. Таблица данных плательщика налога предоставляется плательщиком налога в электронной форме средствами электронной связи, определенными ГФС, с учетом требований Законов Украины «Об электронной цифровой подписи», «Об электронных документах и электронном документообороте» и Порядка обмена электронными документами с контролирующими органами, утвержденного в установленном порядке.

40. ГФС постоянно размещает на своем официальном веб-сайте сведения относительно средств электронной связи ГФС, которыми может представляться таблица данных плательщика налога.

* Приводятся только приложения 2 и 3.— Ред.

Предыдущий материалСледующий материал

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *