fbpx
Документы с комментариями, , ,

Терми — это безНАЛ!

Наличное ограничение при расчетах платежной карточкой не действует

Индивидуальная налоговая консультация Главного управления ГФС в г. Киеве от 21.08.2018 г. № 3629/ІПК/26-15-14-09-15

Главное управление ГФС <…> рассмотрело запрос о предоставлении индивидуальной налоговой консультации <…> относительно расчетов наличными, а именно:

    1. Считается ли расчет физического лица с субъектом хозяйствования за товары, предоставленные услуги с помощью платежной карточки через платежный терминал, установленный в заведении торговли / торговых услуг, который принадлежит данному субъекту хозяйствования, наличным расчетом?
    2. Распространяется ли ограничение, установленное подпунктом 1 пункта 7 раздела ІІ Положения о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденного постановлением Правления НБУ от 29.12.2017 № 148, на расчеты физических лиц с субъектом хозяйствования при оплате за товары, предоставленные услуги стоимостью дороже 50 тыс. гривень с помощью платежной карточки через платежный терминал, установленный в заведении торговли / торговых услуг данного субъекта хозяйствования, и сообщает следующее.

Статьями 6 и 19 Конституции Украины предусмотрено, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти осуществляют свои полномочия в установленных данной Конституцией пределах и в соответствии с законами Украины. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица действуют в пределах полномочий и способом, которые определены Конституцией и законами Украины.

Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 № 2755-VІ (с изменениями и дополнениями) (далее — НКУ) регулирует отношения, возникающие в сфере взимания налогов и сборов, в частности, определяет исчерпывающий перечень налогов и сборов, взимаемых в Украине, и порядок их администрирования, плательщиков налогов и сборов, их права и обязанности, компетенцию контролирующих органов, полномочия, обязанности их должностных лиц при осуществлении налогового контроля, а также ответственность за нарушение налогового законодательства.

В соответствии со статьей 19 НКУ контролирующие органы осуществляют администрирование налогов, сборов, платежей; контролируют своевременность представления плательщиками налогов и плательщиками единого взноса предусмотренной законом отчетности (деклараций, расчетов и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, сборов, платежей), своевременность, достоверность, полноту начисления и уплаты налогов, сборов, платежей и прочее.

Согласно п/п. 14.1.1721 п. 14.1 статьи 14 НКУ индивидуальная налоговая консультация — разъяснение контролирующего органа, предоставленное плательщику налогов относительно практического использования отдельных норм налогового и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующий орган, и зарегистрированное в едином реестре индивидуальных налоговых консультаций.

Так, порядок ведения кассовых операций в национальной валюте Украины юридическими лицами (кроме банков) и их обособленными подразделениями независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, органами государственной власти и органами местного самоуправления при осуществлении ими деятельности по производству, реализации, приобретению товаров или другой хозяйственной деятельности, физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, физическими лицами утвержден постановлением Правления НБУ от 29.12.2017 № 148 «Об утверждении Положения о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине» ([далее —] Положение № 148).

В соответствии с п/п. 5 п. 3 Положения № 148 наличные расчеты — платежи наличными субъектов хозяйствования и физических лиц за реализованную продукцию (товары, выполненные работы, предоставленные услуги), а также по операциям, которые непосредственно не связаны с реализацией продукции (товаров, работ, услуг) и другого имущества.

Кроме того, отмечаем, что основы функционирования платежных систем и систем расчетов в Украине и общий порядок проведения перевода денежных средств в пределах Украины закреплены в Законе Украины от 05.04.2001 № 2346-ІІІ «О платежных системах и переводе денежных средств в Украине» ([далее —] Закон № 2346-ІІІ).

В частности, подпунктом 1.27 статьи 1 Закона № 2346-ІІІ определено, что платежная карточка — электронное платежное средство в виде эмитированной в установленном законодательством порядке пластиковой или другого вида карточки, которая используется для инициирования перевода средств со счета плательщика или с соответствующего счета банка в целях оплаты стоимости товаров и услуг, перечисления средств со своих счетов на счета других лиц, получения средств в наличной форме в кассах банков через банковские автоматы, а также осуществления других операций, предусмотренных соответствующим договором.

Платежный терминал — электронное устройство, предназначенное для инициирования перевода со счета, в том числе выдачи наличности, получения справочной информации и распечатывания документа по операции с применением электронного платежного средства (п. 1.321 [ст. 1] Закона № 2346-ІІІ).

В соответствии с п. 1.4 Инструкции о безналичных расчетах в Украине в национальной валюте, утвержденной постановлением Правления Национального банка Украины от 21.01.2004 № 22, с изменениями и дополнениями, безналичные расчеты — это перечисление определенной суммы средств со счетов плательщиков на счета получателей средств, а также перечисление банками по поручению предприятий и физических лиц средств, внесенных ими наличными в кассу банка, на счета получателей средств.

Также отмечаем, что пунктом 7 раздела ІІ Положения № 148 предусмотрено, что физические лица имеют право осуществлять расчеты наличными с субъектами хозяйствования в течение одного дня по одному или нескольким платежными документами — в размере до 50 000 (пятидесяти тысяч) гривень включительно.

В понимании подпункта 3 пункта 3 раздела І Положения № 148 наличность — денежные знаки национальной валюты Украины (банкноты и монеты, в том числе разменные, оборотные, памятные монеты, которые являются платежными средствами).

То есть нормы пункта 7 раздела ІІ Положения № 148 распространяются на расчеты физических лиц с субъектами хозяйствования исключительно в наличной форме.

С учетом вышеизложенного, расчет физического лица с субъектом хозяйствования за товары, предоставленные услуги с помощью платежной карточки через платежный терминал, установленный в заведении торговли / торговых услуг, который принадлежит данному субъекту хозяйствования, не будет считаться наличным расчетом, и как следствие ограничение, установленное подпунктом 1 пункта 7 раздела ІІ Положения № 148 при проведении расчетов физических лиц с субъектом хозяйствования с помощью платежной карточки через платежный терминал, не распространяется на расчеты таких физических лиц.

Согласно п. 52.2 ст. 52 НКУ индивидуальная налоговая консультация имеет индивидуальный характер и может использоваться исключительно плательщиком налогов, которому предоставлена такая консультация.

Специалисты ГУ ГФС в г. Киеве в комментируемой консультации разъяснили: наличные ограничения в части предельной суммы расчетов не охватывают операции с применением банковских карточек.

Пункт 6 раздела II Положения № 148 гласит: субъекты хозяйствования вправе рассчитываться наличными в течение одного дня по одному или нескольким платежным документам, в частности, с физическими лицами в размере до 50 тыс. грн включительно.

А вот платежи свыше установленных предельных сумм следует проводить через банки или небанковские финучреждения, перечисляя средства со счета на счет или же внося их на счет через кассу банка.

Дополнительно в п. 6 раздела II Положения № 148 указано: данное ограничение касается также расчетов за товары, приобретенные на производственные (хозяйственные) нужды за счет наличных, полученных с помощью электронного платежного средства.

Налоговики напомнили, что платежная карточка — это электронное платежное средство в виде эмитированной пластиковой или другого вида карточки, которая используется, в частности, для инициирования перевода денежных средств со счета плательщика или с соответствующего счета банка для оплаты стоимости товаров и услуг, перечисления денежных средств со своих счетов на счета других лиц (п. 1.27 ст. 1 Закона «О платежных системах и переводе денежных средств в Украине»).

Они также подчеркнули, что безналичные расчеты — это перечисление определенной суммы денежных средств со счетов плательщиков на счета получателей средств, а также перечисление банками по поручению предприятий и физлиц денежных средств, внесенных ими наличными в кассу банка, на счета получателей средств (п. 1.4 Инструкции № 22).

Как следует из п. 6 раздела II Положения № 148, его действие распространяется на операции с наличными. В части же расчетов с применением платежной карточки фактически происходит безналичный расчет. Поэтому киевские налоговики пришли к правильному выводу, что расчет физлица с предприятием (или ФОПом) за товары/услуги с помощью платежной карточки через платежный терминал, установленный в заведении торговли / торговых услуг, принадлежащем этому субъекту хозяйствования, не будет считаться наличным расчетом, а значит, наличное ограничение на такие расчеты не распространяется.

Предыдущий материалСледующий материал

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *