fbpx
Статьи, , , , ,

Микроэнциклопедия ДОиндексирования

Если индексация не начислялась: ответственность; налогообложение при доначислении индексации

На предприятии не начислялась и не выплачивалась индексация по зарплате (более 3 лет). Просим разъяснить, какие штрафные санкции предусмотрены за указанное нарушение (для предприятия и должностных ли), если: нарушение обнаружено самостоятельно; оно выявлено при инспекционной проверке.

Как известно, индексация зарплаты является одной из государственных социальных гарантий (ст. 18 Закона от 05.10.2000 г. № 2017-III «О государственных социальных стандартах и государственных социальных гарантиях», далее — Закон № 2017). Государственные социальные гарантии являются обязательными для всех госорганов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности (ч. 2 ст. 19 Закона № 2017).

За непроведение индексации предусмотрены следующие виды ответственности.

1. Финансовая ответственность

Введена с 01.01.2015 г. ст. 265 КЗоТ. В случае непроведения индексации к юрлицам и физлицам-предпринимателям могут применяться, в частности, финансовые штрафы:

  • за несоблюдение минимальных государственных гарантий (в том числе за невыплату индексации) по оплате труда — в 10-кратном размере минзарплаты, установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение (абз. 4 ч. 2 ст. 265 КЗоТ) (в 2018 году — 37 320 грн за каждого работника);
  • за невыплату зарплаты, других выплат, предусмотренных законодательством о труде (в том числе индексации), более чем за один месяц или ее выплату не в полном объеме — в 3-кратном размере минзарплаты (абз. 3 ч. 2 ст. 265 КЗоТ) (в 2018 году — 11 196 грн).

Гоструда* и Минсоцполитики** считают, что указанные штрафы являются финансовыми санкциями и не относятся к административно-хозяйственным санкциям, определенным главой 27 Хозяйственного кодекса Украины***, поэтому по ним, по их мнению, не действуют сроки давности, установленные ст. 250 ХКУ (то есть 6 месяцев со дня выявления нарушения, но не позднее чем через один год со дня нарушения).


*** Об этом говорится и в ч. 3 ст. 265 КзоТ.

Гоструда в письме № 54/4.1/4.1-ДП-17 обратила внимание на то, что в случае выявления нарушений минимальных госгарантий в оплате труда размер штрафа зависит от количества работников, в отношении которых допущено нарушение.

А Минсоцполитики в письме № 8/0/22-18/134 подчеркнуло, что сроки давности при применении финсанкций статьей 265 КЗоТ не определены, поэтому в данном случае применяются общие сроки давности. Поскольку указанные финсанкции можно применять только за нарушения, совершенные после 01.01.2015 г., то во избежание этого наказания необходимо начислить индексацию по крайней мере за период начиная с 2015 года.

Невыплата индексации в течение длительного периода также приводит к потере части зарплаты работниками. Гоструда в письме от 19.05.2016 г. № 5548/4/4.3-ДП-16 разъяснила, что непроведение компенсации потери части зарплаты (индексации) относится к прочим нарушениям законодательства о труде, за которые применяется штраф в размере 1 минзарплаты (в 2018 году — 3732 грн).

Право на компенсацию есть только у тех работников, которые пострадали из-за задержки расчета с ними. Одним из видов доходов, на которые начисляется такая компенсация, и является индексация зарплаты работника. А если индексация не начислялась? Мы считаем, что до даты такого начисления у работника нет права на получение компенсации.

* Компенсация осуществляется согласно Порядку, утвержденному Постановлением КМУ от 21.02.2001 г. № 159.

По нашему мнению, такое нарушение относится к несоблюдению прочих требований трудового законодательства (абз. 8 ч. 2 ст. 265 КЗоТ) и штрафуется в размере 1 минзарплаты (3732 грн).

Напомним, что контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляется в соответствии с Порядком осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде, утвержденным Постановлением КМУ от 26.04.2017 г. № 295 (далее — Порядок № 295).

Пунктами 27–29 Порядка № 295 предусмотрено, что в случае наличия нарушений требований законодательства о труде, зафиксированных актом инспекционного посещения или актом невыездного инспектирования, после рассмотрения замечаний объекта посещения (в случае их поступления) инспектор труда проводит анализ материалов инспекционного посещения или невыездного инспектирования, по результатам которого вносит предписание и/или принимает меры по привлечению виновного в допущении нарушений должностного лица к установленной законом ответственности. В случае исполнения предписания в установленный в нем срок меры по привлечению объекта посещения и его должностных лиц к ответственности не применяются.

Гоструда в письме от 07.05.2018 г. № 3570/4.1/4.1-ДП-18 (см. его в статье «Ошибочный расчет суммы индексации: на сколько оштрафуют») подтвердила, что если такое предписание будет исполнено в установленный в нем срок, то финсанкции применяться не должны.*

* В указанном письме речь шла о финсанкциях за ошибочный расчет суммы индексации, за который применяется штраф в размере 1 минзарплаты.

Кстати, в письме от 07.05.2018 г. № 3571/4.1/4.1-ДП-11 Гоструда разъяснила, что в случае самостоятельного устранения работодателем до начала инспекционного посещения нарушения законодательства о труде в части выплаты компенсации за все дни неиспользованного отпуска в день увольнения с соблюдением требований ст. 117 КЗоТ данный факт будет учтен уполномоченным лицом при принятии решения о рассмотрении дела о наложении штрафных санкций.*

* За это нарушение (госмингарантии в оплате труда) также применяется штраф в размере 10 минзарплат. Так что это практически тот же случай, который мы рассматриваем.

То есть четкого ответа, будет штраф или нет, Гоструда не дает.

В соответствии с п. 29 Порядка № 295 меры по привлечению объекта посещения и его должностных лиц к ответственности за несоблюдение государственных минимальных гарантий в оплате труда применяются с одновременным внесением предписания независимо от факта устранения выявленных нарушений в ходе инспекционного посещения или невыездной инспекции. Так что, возможно, это касается нарушений, которые не были устранены до проверки (посещения/инспекции). Это означает, что нарушения госмингарантий по оплате труда желательно устранить до проверки! Тогда есть надежда, что драконовских штрафных санкций удастся избежать.

2. Административная ответственность

К должностным лицам предприятия за нарушение законодательства о труде, в том числе и за невыплату индексации, может быть применен административный штраф на основании ст. 41 КоАП в размере от 510 до 1700 грн. Протоколы об админправонарушениях составляют уполномоченные лица органов Гоструда (ст. 255 КоАП). Админштраф может налагаться не позднее чем через 3 месяца со дня совершения правонарушения, при длящемся правонарушении — не позднее чем через 3 месяца со дня его выявления (ч. 2 ст. 38 КоАП).

Законодательство не содержит прямого запрета применения за одно и то же нарушение финансовой и административной ответственности, а вот судебная практика по этому поводу неоднозначная.

И в заключение отметим, что применение финансовых и административных санкций не освобождает работодателя от необходимости устранения таких нарушений.

Предприятие доначислило в июне 2018 года суммы индексации зарплаты за прошлые годы. Как облагать налогами доначисленные суммы и начислять ли ЕСВ?

О том, как облагать НДФЛ доначисленные индексации за прошлые годы, ГФСУ разъяснила в письме от 13.05.2016 г. № 10468/6/99-99-13-01-01-15 . Налоговики отметили: доходы, полученные плательщиком налога в виде индексации зарплаты, премии, не подпадают под действие п/п. 169.4.2 НКУ, поэтому налогообложение этих доходов проводится в периоде (месяце), в котором такое начисление происходит. Напомним, что по этой норме начисленные суммы больничных, отпускных и прочие суммы (начисленные за период сохранения зарплаты) относятся к соответствующим периодам их начисления. Все остальные зарплатные выплаты следует облагать по правилам и ставкам, действующим в периоде их начисления.

В редакционном комментарии к указанному письму (см. там же, на с. 26) мы подчеркивали, что это вполне согласуется с п/п. 1.6.2 Инструкции по статистике заработной платы, утвержденной приказом Госкомстата от 13.01.2004 г. № 5 . В нем сказано: если начисление фонда оплаты труда (ФОТ) осуществляется за предыдущий период, в частности в связи с уточнением количества отработанного времени, выявлением ошибок, они отражаются в ФОТ того месяца, в котором были осуществлены начисления. Поэтому независимо от того, за какие периоды доначислены суммы индексации, их включают в общий налогооблагаемый доход месяца, в котором их начислили, то есть июня 2018 года. Ставка налогообложения составляет 18% независимо от того, за какой период доначислена индексация зарплаты.

Военный сбор также удерживают из всей доначисленной суммы индексации в июне 2018 года. При этом не имеет значения, что до 2014 года военного сбора вообще не было.

Что касается ЕСВ, то если начисление заработной платы осуществляется за предыдущий период, в частности в связи с выявлением ошибок, начисленные суммы включают в заработную плату того месяца, в котором было осуществлено начисление. Это следует из п/п. 3 п. 3 раздела IV Инструкции о порядке начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденной приказом Минфина от 20.04.2015 г. № 449 (в редакции приказа Минфина от 04.05.2018 г. № 469).

Алла Погребняк

Предыдущий материалСледующий материал

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *