Статьи, ,

lim-news

Лимит кассы предприятия: изучаем новые правила расчета

Ранее мы сообщали, что постановлением Правления НБУ от 29.12.2017 г. № 148 утверждено новое Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине (далее — Положение № 148). При этом отмечалось, что Положением № 148 либерализован ряд требований относительно ведения кассовых операций, в частности, правила расчета лимита кассы. Рассмотрим, в чем состоит суть «лимитно-кассовой» либерализации, нужно ли заново утверждать действующий лимит кассы и т. п.

Что такое «лимит кассы»

Раньше «лимит остатка наличности в кассе» (лимит кассы) означал предельный размер суммы наличности, которая может оставаться в кассе в нерабочее время. Теперь к этому определению добавлено, что лимит должен обеспечить работу в начале следующего рабочего дня (п/п. 16 п. 3 Положения № 148).

Как и раньше, лимит кассы предприятия устанавливают самостоятельно (п. 15 Положения № 148). В нерабочее время они имеют право держать в своих кассах наличную выручку в пределах, не превышающих установленный ими лимит.

Превышающую лимит наличку обязательно сдают в банки для ее зачисления на любой банковской счет по выбору предприятия.

Какие поступления наличности не считаются сверхлимитными

Наличные не называют сверхлимитными в день их поступления, если сумма превышения лимита:

попала в обслуживающий банк не позднее его следующего рабочего дня или выдана на следующий день на нужды, связанные с деятельностью предприятия (абз. 1 п. 54 Положения № 148);

  • поступила в кассу предприятия в выходные/праздничные дни и сдана в сумме, превышающей лимит кассы, в обслуживающий банк на следующий рабочий день банка и предприятия или выдана на хознужды на следующий рабочий день (абз. 2 п. 54 Положения № 148).

Кроме того, если раньше срок сверхлимитного хранения таких хозвыплат* составлял 3 рабочих дня (включая день получения наличных в банке), то благодаря новшествам этот срок увеличен до 5 рабочих дней (п. 18 Положения № 148), а для выплат работникам удаленных обособленных подразделений предприятий железнодорожного транспорта и морских портов — до 10 рабочих дней (раньше срок составлял 5 рабочих дней).

* Наличность, полученная в банке для выплат, относящихся к фонду оплаты труда, а также пенсий, стипендий, дивидендов (дохода) (п. 18 Положения № 148).

Для кого лимит кассы не устанавливается

Не устанавливать лимит кассы и сроки сдачи наличной выручки Положение № 148 разрешает:

    • банкам* (п. 14 Положения № 148);

* А вот небанковским финансовым учреждениям лимиты кассы должны устанавливаться в общем порядке (п. 14 Положения № 148).

  • физлицам-предпринимателям (п. 14 Положения № 148);
  • религиозным организациям, которые не осуществляют производственную или другого вида предпринимательскую деятельность (п. 51 Положения № 148).

Кроме того, в п. 2 Положения № 148 указаны организации, на которые не распространяются требования данного Положения.

Среди них названы:

  • расположенные на территории Украины иностранные дипломатические, консульские и другие официальные представительства, международные организации и их филиалы, пользующиеся иммунитетом и дипломатическими привилегиями;
  • представительства иностранных организаций и филиалов, которые не осуществляют предпринимательскую деятельность;
  • банки и филиалы иностранных банков.

Это означает, что указанные организации не обязаны устанавливать лимит кассы.

Как установить лимит кассы

Напомним, что ранее для расчета лимита кассы предприятию следовало составить два документа (п. 5.2 отмененного Положения № 637): заполнить Расчет установления лимита остатка наличности в кассе (приложение 8 к Положению № 637) и издать приказ (распоряжение) об установлении лимита кассы.

Сейчас же предприятие, взяв на вооружение Положение № 148 и учтя особенности работы, обязано разработать и утвердить внутренним документом порядок расчета лимита кассы предприятия и обособленного подразделения (п. 50 Положения № 148). При этом обращают внимание на сроки сдачи наличной выручки для ее зачисления на банковские счета. Они зависят от расположения предприятия и режима работы (п. 48 Положения № 148).

Таким образом, форма расчета лимита кассы теперь произвольная (хотя сам расчет должен быть обоснованным), то есть аналога старому приложению 8 отмененного Положения № 637 в Положении № 148 нет.

Как и прежде, лимит кассы можно рассчитать двумя способами (п. 50 Положения № 148): исходя из среднедневного поступления наличности в кассу и исходя из среднедневной выдачи наличности из кассы.

Вместе с тем Положение № 148 не требует для расчета лимита брать показатели поступления/выдачи за определенные временные промежутки. То есть теперь расчетный период для определения среднедневного показателя поступления/выдачи налички может быть каким угодно. Он не обязательно, как раньше, должен быть трехмесячным из последних 12 месяцев, предшествующих установлению (пересмотру) лимита кассы.

Обращаем внимание на то, что никаких особенностей для сельхозпредприятий Положение № 148 не предусматривает!*

* Напомним, что раньше при расчете лимита учитывались периоды заготовки и переработки сельхозпродукции.

Принцип расчета такого среднедневного показателя остался прежним: сумму поступления/выдачи за расчетный период нужно разделить на количество рабочих дней в выбранном периоде.

И еще один положительный момент: при расчете лимита кассы можно учитывать любые виды поступлений/выдачи наличности. Напомним, что раньше в расчете лимита не участвовали выплаты, связанные с оплатой труда, пенсий, стипендий, дивидендов.*

* См., например, письмо НБУ от 29.02.2008 г. № 11-113/818-2372

Если предприятие не установит лимит кассы, он считается нулевым (п. 53 Положения № 148). В этом случае вся наличность, находящаяся в кассе предприятия на конец рабочего дня и не сданная в банк, считается сверхлимитной. Кстати, так было и раньше. Однако в Положении № 148 нет нормы об установлении лимита кассы, если среднедневной показатель, исчисленный на основании кассовых оборотов, равен нулю или не больше 10 нмдг. Раньше в таком случае у предприятий была возможность устанавливать лимит кассы в размере, превышающем исчисленный среднедневной показатель, но не больше 10 нмдг (170 грн). Теперь такое право на лимит в 170 грн упразднено!

Переутверждать/пересматривать ли лимит кассы

В п. 55 Положения № 148 определены лишь два случая, когда предприятие обязано пересмотреть лимит кассы. Это необходимо сделать при: изменении законодательства Украины; наличии соответствующих обстоятельств (изменения в поступлениях/расходованиях наличности, внутреннего трудового распорядка / графиков сменности и т. д.).
На наш взгляд, принятие Положения № 148 — это изменение законодательства, поэтому предприятию стоит пересмотреть и переутвердить лимит кассы.

Соответственно, пересмотр лимита ждет и тех, кто пользовался особым лимитом (например, сельхозпредприятия).

Ответственность за нарушение лимита кассы

При наличии в кассе сверхлимитных денежных средств к предприятию применяют штраф в двукратном размере сумм выявленных сверхлимитных наличных за каждый день (ст. 1 Указа Президента Украины от 12.06.95 г. № 436/95 «О применении штрафных санкций за нарушение норм по регулированию обращения наличности»).

Но штрафа не будет, если на следующий день сдать такие наличные в банк или выдать на хозяйственные нужды.

Напомним, что Минфин в письме от 12.06.2017 г. № 35210-07-10/15376 отметим, что Указ № 436 был издан до вступления в силу Конституции Украины, согласно п. 22 ч. 1 ст. 92 которой ответственность за правонарушение определяется исключительно законами Украины. Правда, мы так и не поняли, против Минфин применения штрафных «наличных» санкций?

Дополнительно за несоблюдение лимита кассы отдельно админответственность несут и должностные лица. К ним применяют штраф в размере от 8 до 15 нмдг (от 136 до 255 грн) за первое нарушение и от 10 до 20 нмдг (от 170 до 340 грн) — за второе нарушение в течение года (ст. 1642 КоАП).

Алла Погребняк

Предыдущий материалСледующий материал

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *